Main Menu

Спешить не спеша

Что общего между политикой и японским боевым искусством? И там, и тут нельзя делать лишних «телодвижений», так как это может обернуться потерей баланса. Об этом и другом наш разговор с единственной на постсоветском пространстве обладательницей пятого дана иайдо, международным экспертом по конфликтным рискам, кандидатом политических наук ЧИНАРОЙ ЭСЕНГУЛ, работающей региональным советником по Центральной Азии в Фонде ПисНексус.


— Чинара, после серии встреч, переговоров руководителей Кыргызстана и Казахстана и произошедшей перезагрузки отношений между нашими странами граница работает в прежнем режиме, люди и грузы проходят, но вопросы остаются. Один из них к вам как профессиональному конфликтологу: как не допускать такого, чтобы миллионы людей в одночасье становились заложниками обострившихся отношений двух государств?

— Это очень хороший вопрос, так как он ключевой для развития обоих наших государств и их будущего. На сегодня существуют две модели управления и развития: институциональная и субъективно-личностная, или, по определению некоторых учёных, демократическая и авторитарная. Так вот, чтобы избежать ситуаций, подобных той, что происходила на кыргызско-казахской границе, нам нужно постепенно двигаться от субъективно-личностной модели, когда взгляды и настроения лидеров решают всё, к модели институциональной, когда функциональные демократические институты могут блокировать или поддерживать решения и действия того или иного политика и лидера. Предыдущий президент Кыргызстана г-н Атамбаев не просто так несколько раз говорил о том, что страны с парламентской формой правления не только более устойчивые, но и более успешные экономически.

— Много ли в новейшей истории примеров такого противостояния? Как разрешаются подобные конфликты?

— Если взять Европу, то там было много разных случаев, когда отдельные страны пытались защищать свой внутренний рынок и производителя. К примеру, Париж при генерале Шарле де Голле в 1960-е годы отчаянно противостоял принятию Великобритании в Европейское экономическое сообщество, так как Франции нужен был рынок сбыта для своих сельскохозяйственных продуктов. Однако в приведённом примере не было такой сильной политической компоненты, как в случае с Кыргызстаном и Казахстаном. Ведь началось всё со встречи руководителя соседнего государства с одним из кандидатов в президенты Кыргызстана, и сугубо политический вопрос перенёсся в экономическую сферу. Случаев, когда политические разногласия выражаются в мерах, влияющих на экономику, очень много. Одни из последних примеров — санкции против России со стороны европейских государств как реакция на присоединение Крыма к России и последовавшие за этим антисанкции Москвы в отношении Европы. Можно также вспомнить временные санкции западных стран против Китая после событий на площади Тяньаньмэнь в 1989 году. Правда, через два года их уже сняли, так как США нуждались в поддержке Китая в Совете Безопасности ООН в процессе принятия резолюции, поддерживающей операцию «Буря в пустыне» против Ирака.

Подытоживая, можно сказать: если причина конфликта лежит в политической плоскости, то и решение также нужно искать в той же плоскости.

— Несмотря на призывы руководства Кыргызстана, ни ЕАЭС, ни совет глав правительств СНГ, ни ВТО не захотели вмешаться. Как вы расцениваете их действия?

— Безусловно, бездействие ЕАЭС и совета глав правительств СНГ негативно отразилось на их имидже. Ключевой урок для Евразийской экономической комиссии — нужно создать действенный механизм разрешения экономических споров между странами-членами, иначе будущее ЕАЭС будет оставаться под вопросом.

Что касается ВТО, это организация, где доминантную роль всё-таки играют страны Запада, а им было интересно наблюдать, как ЕАЭС и СНГ теряют свою состоятельность.

— Какие политические уроки из всего случившегося должен извлечь Кыргызстан?

— Я бы разделила урок для политической системы и для общества. Для политиков и государственных структур он заключается в следующем: нужно приложить максимум усилий, чтобы страна соответствовала стандартам международных организаций, членами которых мы являемся, в том числе бороться с контрабандой и другими нелегальными процессами. То есть мы должны одновременно усиливать свои позиции в ЕАЭС за счёт ответственного отношения к своим обязательствам и требовать такого же отношения от других членов и ЕЭК. Также в интересах Кыргызстана строить модель своего экономического развития, не зависящую только от одного вектора партнёрства. Потому нужно развивать как восточное, так и юго-западное направления внешнеэкономической политики.

Урок для народа Кыргызстана заключается в том, что нам надо развивать основы критического мышления, чтобы разделять и понимать на более глубоком уровне причины и динамику тех или иных процессов и ситуаций, повышать свой образовательный потенциал, делать вклад в процесс консолидации нашей «кочевой» демократии и поддерживать политические силы, которые поведут страну в этом направлении.

— Самым значительным событием в только что завершившемся году для Кыргызстана стала, конечно, смена президента. Какие у вас ожидания от нового главы государства?

— Ожидания у меня достаточно конкретные. Во-первых, надо сохранить в стране стабильность политической системы и по возможности усилить её эффективность. Во-вторых, помочь правительству провести реформы, намеченные в стратегии-2040. В-третьих, управлять максимально честно и демократично, продолжив борьбу с политической и системной коррупцией. В-четвёртых, и дальше вести многовекторную внешнюю политику, которая равнодистанцированна от ключевых геополитических игроков и процессов и в то же время позволяет защищать достоинство и национальные интересы Кыргызстана. В-пятых, передать власть следующему президенту мирным и демократичным способом, предоставив равную для всех политических сил площадку для здоровой политической и экономической конкуренции.

— Алмазбек Атамбаев не раз с сожалением отмечал, что в первые годы президентства ему пришлось слишком много времени уделять стабилизации политической обстановки в стране. В итоге, по мнению экспертов, ему удалось нейтрализовать все ключевые фигуры, которые могли сыграть роль в дестабилизации ситуации. Как вы думаете, стоит ли такая проблема перед новым президентом или путь перед ним совершенно свободен, и он может полностью сосредоточиться на развитии государства, подъеме экономики, уровня жизни людей, чего, по признанию Атамбаева, не хватило ему самому?

— Да, конечно, политическая борьба была, есть и будет всегда, это суть самой политики. На мой взгляд, такие политические фигуры, как, к примеру, г-н Текебаев, сами себя нейтрализовали, если можно так сказать. Ранее в своих интервью я уже делилась мыслями о том, что случившееся с Текебаевым и в целом с «Ата Мекеном» — результат их стратегических и тактических просчётов, их неправильных и даже нелегальных действий.

Политические соперники у Президента Жээнбекова, конечно, будут. Но я сомневаюсь в появлении политической оппозиции, способной быть убедительной и предложить видение и подходы для развития страны лучше и адекватнее, чем вариант СДПК. При этом не утверждаю, что у СДПК идеальные программа и команда, но её планы реальны, подходят к менталитету и социальной материи нашего общества. Новый Президент просто обязан сосредоточиться на реализации стратегии-2040 и работать над выстраиванием процессов и систем, которые станут каркасом и основой для развития страны. Эти процессы долгосрочные, за шесть лет они не завершатся, но, надеюсь, определённые результаты в социально-экономическом развитии Кыргызстана, в подъёме уровня жизни людей будут достигнуты. Президент и его команда должны не только ставить перед собой амбициозные задачи, но и быть адекватными в оценке своего потенциала, а также человеческих, финансовых и природных ресурсов страны.

— Это хорошо или плохо, что на горизонте нет политической партии, которая может составить серьёзную конкуренцию СДПК?

— Когда нет серьёзных оппонентов, правящая партия может позволить себе «расслабиться» и не совсем эффективно работать. Здоровая политическая конкуренция так же, как и экономическая, полезна для развития и политической системы, и культуры населения. Политический плюрализм и конкуренция — это элементы демократической культуры. И потому, если мы серьёзно настроены строить парламентскую демократию, руководство СДПК должно работать над усилением как своей партии, так и системы политических партий в Кыргызстане.

— Когда сформировалось новое правительство во главе с Сапаром Исаковым, вы очень высоко оценили этот факт, сказав, что наконец пришли «люди с новым мышлением, отличным от поколения так называемых советских, и есть шансы, что произойдут изменения, которые выведут страну на правильный путь развития». Команда Сапара Исакова не разочаровала вас?

— Четыре месяца — недостаточный срок, чтобы делать какие-то выводы и давать оценку. На мой взгляд, команда Исакова спешит, или, точнее, «суетится» под давлением общественности, которая ждёт быстрых результатов. Однако разрешить очень глубокие проблемы за короткое время невозможно по объективным причинам. Потому я бы посоветовала нашему правительству не спешить, сфокусироваться на приоритетах и не делать лишних «телодвижений», так как это может обернуться потерей баланса и в целом повести всех нас к неуспеху. В японских боевых искусствах есть очень важный принцип, который помогает достигать хороших результатов, он звучит следующим образом — «спешить не спеша». Смысл в том, что нужно убрать «внутреннюю суету» и принять решение, но, приняв его, действовать быстро и уверенно.

— У вас есть видение того, как разрешить застарелый спор о государственной границе с Таджикистаном? Уходя, Алмазбек Атамбаев объяснил, что дело не двигается потому, что таджикская сторона настаивает, чтобы половина спорных участков была описана по одним законам, а вторая половина — по другим. Таджики в свою очередь обвиняют нашу сторону в том, что она «постоянно меняет лицо».

— Мой анализ ситуации подводит к выводу, что таджики будут выжидать, наблюдая, как решится вопрос кыргызско-узбекской границы. Дело в том, что ряд документов, касающихся размежевания, был заключён, когда нынешний Таджикистан являлся частью Узбекистана. Речь идёт о более раннем периоде — 1920-м, 1930-м годах.

— Недавно вы вернулись из Астаны с семинара, посвящённого борьбе с экстремизмом. Что нового узнали? Насколько полезным было обсуждение?

— Обсуждение оказалось полезным. Новое состояло в том, что некоторые наши теоретические предположения о том, почему происходит радикализация на религиозной почве в странах Центральной Азии, подтвердились или опровергнуты. В семинаре участвовали международные эксперты из Англии и Голландии, они делились опытом, как в их странах борются с процессом радикализации и экстремизмом. Некоторые процессы и институты, которые они смогли запустить на уровне сообществ, могут быть полезны нам, однако не нужно забывать, что мы очень и очень разные. На Западе, где доминирует христианская религия, все исламские джамааты являются для них пришедшими извне, и им легче выстраивать инструменты борьбы с экстремистскими группами. Для нас же, центральноазиатов, ислам — этнонациональная категория, традиционное вероисповедание, хотя в период пребывания в Советском Союзе его потенциал и был сильно ограничен. Сегодня все наши джамааты стараются позиционировать себя и презентовать как «истинных» и «чистых», и люди легко запутываются, не понимая и не признавая, что ваххабизм, салафизм или «Хизб ут-Тахрир» — чуждые, пришедшие извне и, если честно, разрушительные для нашей национальной и государственной идентичности и являются инструментами геополитической и идеологической борьбы.

— С каким настроением встретили Новый год? Какие надежды на него возлагаете?

— Настроение отличное. 2017 год был для нашей страны нелёгким, но ключевой результат — мирная передача власти новому Президенту, которого выбрал сам народ, — достигнут. Это уникальный и исторический момент в современной истории нашей страны и в целом постсоветской Центральной Азии. В наступающем году, надеюсь, Кыргызстан примет сбалансированный и воистину стратегический документ развития страны до 2040 года и сумеет заложить институциональные основы для его реализации.

Вам лично и коллективу вашей газеты от всей души желаю успехов и позитива в новом году!

— Спасибо за интервью. Пусть новый год будет успешным и для вас!

Кифаят АСКЕРОВА.
Фото Нины ГОРШКОВОЙ.






Добавить комментарий